
…Ежи,
хлебные карточки,
треугольник,
эвакуация,
воздушная тревога,
налёт,
зажигалки,
затемнение,
бомбоубежище,
похоронка…
Скорее всего – это лишь набор непонятных слов для современных ребят. Сегодня для большинства из них Вторая мировая война – такое же отдалённое событие, как Куликовская битва. Ну, что же? Дети есть дети...
…А мы, послевоенные дети, которым память о войне досталась по наследству от родителей, будем хранить её вечно. Мы будем продолжать, и продолжать пересказывать воспоминания своих, уже ушедших, родителей - и в наших воспоминаниях будет биться их живой нерв, живая боль…
На всю оставшуюся жизнь протянутся наши бесценные воспоминания, и отражённые в них подробности обязательно пробудят в современных детях интерес к такому, казалось бы, далёкому – но всё же близкому прошлому.
Детям не нужна сухая статистика. Мы будем пересказывать им конкретные живые эпизоды войны. И, как в зеркале, в этих эпизодах они увидят сами себя, а возможно, и своих будущих детей… Мы будем продолжать рассказывать детям о войне до тех пор, пока они не услышат нас и, благодаря нашему голосу, произойдёт объединение поколений – которого так не хватает сейчас…
…Откуда сегодня взялась молодёжь, украшающая свастикой заборы, свою одежду и даже своё тело? Кто им вбил в головы этот псевдопатриотизм, не наполненный ничем – кроме жажды крови? Их так и распирает от ложных представлений об отечестве, державности, империи и прочих, ничем не подкреплённых, отвлечённых от сегодняшнего дня понятиях. Рассказывал ли кто-нибудь им о войне? Где были семья и школа?.. Кто вручил им эти опасные игрушки: националистические флаги и прочие атрибуты?..
…Помню, как в свои четырнадцать лет я стою на сцене старого провинциального театра и читаю: «Босиком, в одной рубашке рваной, Зою выгоняли на мороз…» – а в горле комок и голос срывается…
«…Стала ты под пыткою Татьяной,
онемела, замерла без слез.
Босиком, в одной рубашке рваной
Зою выгоняли на мороз.
И своей летающей походкой
шла она под окриком врага.
Тень ее, очерченная четко,
падала на лунные снега.
Это было все на самом деле,
и она была одна, без нас.
Где мы были?
В комнате сидели?
Как могли дышать мы в этот час?
На одной земле,
под тем же светом,
по другую сторону черты?
Что-то есть чудовищное в этом.
- Зоя, это ты или не ты?
Снегом запорошенные прядки
коротко остриженных волос.
- Это я,
не бойтесь,
все в порядке.
Я молчала.
Кончился допрос…» (М. Алигер) Поэма целиком здесь!
…В начале перестройки в печати появилось множество версий, догадок – каждый на свой манер пытался подвергнуть сомнению подвиг и юной героини. Ox, эти версии! Сколько их вывалилось в злых публикациях «Аргументов и фактов» и откуда только они брались. Вплоть до того, что девушка, которую пятьдесят лет считали Зоей Космодемьянской, оказывается, совсем не она. В школьные годы целиком эту поэму я так и не прочитала, а сегодня меня поразила в этих простых стихах созвучность времени, откровенность и чистота эмоций. Пролистав несколько сайтов в поисках истории семьи Космодемьянских, я собрала небольшое повествование о трагедии этих людей, которая уходит корнями в далёкое прошлое.
ЛЕГЕНДА О ДВУХ АНГЕЛАХ
…Начало героическим поступкам положил в 1918-м году простой сельский священник отец Пётр, родной дед Героев Советского Союза Зои и Александра Космодемьянских. Имя отца Петра Космодемьянского свято хранится в памяти тамбовской паствы все минувшие десятилетия после его мученической кончины. Фамилия Космодемьянских была достаточно широко распространена на территории Тамбовской губернии.
Церковнослужители рода Космодемьянских священствовали в храмах Моршанского и Кирсановского уездов вплоть до 1919 года, а некоторые из них – и до 1930-х годов. Как и многих других тамбовских священников, Космодемьянских постигла жестокая участь репрессированных.
Среди этой обширной тамбовской ветви был и Петр Иоаннович Космодемьянский, настоятель Знаменской церкви села Осиновые Гаи Тамбовской губернии. Окончив духовную семинарию Пётр возглавил Знаменский приход с 1906-го года, где помимо службы обучал детей грамоте в церковно-приходской школе по всем предметам. 1918 год внес радикальные изменения в сельскую жизнь. События, происходившие в масштабах страны, не обошли стороной и село Осиновые Гаи. Началась беспощадная реквизиция хлеба. В сельском обществе, как и в стране в целом, пробуждались агрессивные силы, разрушавшие основы прежних устоев.
По свидетельству очевидцев, отец Пётр погиб в конце августа 1918 года – 46-и лет. Поводом для разразившейся трагедии стало выступление отца Петра на коллективном сельском сходе в защиту Церкви Христовой против распоясавшихся богохульников. По воспоминаниям старожилов, записанным уже в 1980-е годы, на День Св. Троицы батюшка недвусмысленно заявил, что так называемые комбеды не бедных и сирых представляют, а голытьбу, не желающую работать и под видом «борьбы с эксплуататорами» занимающуюся обыкновенными грабежами. Ему этого не простили. Жестоко искалеченный побоями священник Петр Космодемьянский был брошен на подводу и вывезен за пределы села. Всю ночь подвода с умирающим праведником колесила малолюдными тропами. На рассвете следующего дня полуживой отец Петр Космодемьянский был сброшен в Сосулинский пруд...
…Еще в восьмидесятые среди старожилов существовала легенда о том, что перед смертью Петр Иванович говорил о каких-то двух ангелах, что придут, но и уйдут, так и не сумев заблудших людей образумить.
Судьба потомков священника Петра Космодемьянского известна всей России: его внукам посмертно присвоено звание Героев Советского Союза. О трагической судьбе своих детей рассказала их мать Любовь Тимофеевна Космодемьянская в книге "Повесть о Зое и Шуре". Отцом Зои и Шуры, героически погибших за освобождение Родины от фашизма, был старший сын священника Анатолий Космодемьянский. Как и отец, он учился в Тамбовской Духовной семинарии, но 1918 год изменил все планы. После мученической смерти отца старший сын, едва достигший 18 лет, обязан был принять на свои плечи заботы о всей семье, оставшейся без кормильца. Как образованный человек, Анатолий работал в сельской избе-читальне и библиотеке, сотрудничал в комбедах. Общая работа сблизила его с дочерью волостного писаря Любовью Чуриковой, которая окончила гимназию в Кирсанове и учительствовала в селах прихода.
13 сентября 1923 года в их семье родилась Зоя, а через два года – сын Александр. В память 50-летия Победы в 1995 году памятник Зое Космодемьянской был установлен в тамбовском селе Осиновые Гаи, где за пять лет до ее рождения погиб ее дед – священник Петр Иоаннович Космодемьянский, не пожелавший отречься от своей веры...
На могиле отца Петра поставили крест со склоненными у его подножия двумя ангелами.16 февраля 1942 Зое Космодемьянской присвоили звание Героя Советского Союза, а ее прах перезахоронили на Новодевичьем кладбище в Москве. Уже на самом исходе войны под Фирбруденкругом геройски погиб и младший брат Зои - гвардии старший лейтенант Александр Космодемьянский.
Справка: Космодемьянская Зоя Анатольевна («Таня»), 13.09.1923 - 29.11.1941. Партизанка времен Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (1942, посмертно). Член ВЛКСМ с 1938 года. Ученица 201-й Московской школы. Добровольно ушла в партизанский отряд, разведчица. Казнена фашистами в деревне Петрищево Московской области.
Справка: Маргари́та Ио́сифовна Алиге́р (24 сентября (7 октября) 1915, Одесса — 1 августа 1992, п. Мичуринец Московской области) — русская советская поэтесса. Родилась в Одессе в семье служащих. Окончила химический техникум, работала по специальности на заводе. Дебютировала в печати в 1933. В 1934–1937 училась в Литературном институте. Трагически погибла в результате нелепого несчастного случая неподалеку от своей дачи в подмосковном посёлке Мичуринец.В 1942 году написала поэму «Зоя», посвящённую подвигу московской школьницы Зои Космодемьянской. За эту поэму награждена Сталинской (Государственной) премией СССР 1943 г.
Юлия Попова (Jusha)
Господи, как наш народ все это вынес?! Вечная слава Героям!
ОтветитьУдалитьСпасибо вам за то, что читаете мой блог.
ОтветитьУдалитьЯ очень этому рада.
Спасибо ВАМ за колоссальные по объему и содержанию выпуски!
ОтветитьУдалить