«Золушку» я увидела довольно поздно – всё по той же причине - отсутствия телевизора в родительском доме (см. предыдущую статью) и при любой возможности смотрю всегда - на старости-то лет!.. И всегда плачу. Детский ли этот фильм? Думаю: и «да» и «нет»! Сила его проникновенного обаяния столь велика и неоднозначна, что, кажется - не найдётся такой зритель, который останется равнодушным… Этот бриллиант советской кинематографии, занимает особое место в искусстве - и соперников у него нет. Когда я вижу в очередной раз «Золушку», не могу не думать о созвездии необыкновенных личностей, создавших этот шедевр!.. Боже мой!.. И Шварц; и Гарин; и Раневская; и Меркурьев. Что тут скажешь… Фильм вышел на экраны в 1947-м!.. Разруха в стране, голодные годы... И вдруг – такой свет! Откуда?.. Всё же дело тут не в идеологии, а в личностях, замечательным образом оказавшихся в одном месте в одно время. Волшебник-Шварц сочинил сценарий сказки ещё в 45-м – подумать только!.. А роль золушки писалась специально для Янины Жеймо… «От Нью-Йорка и до Клина На устах у всех клеймо под названием: Янина Болеславовна Жеймо...» Это шутливое приветствие Е. Шварц произносил на праздновании юбилея актрисы – 25-летия её творческой деятельности… Не лишним будет добавить, что ей в тот торжественный момент едва стукнуло 28!.. Крошка Янечка (г. р. 1909) начала артистическую деятельность с трёх лет в цирке, где работали её родители. В пятнадцать лет параллельно с работой на эстраде Янина Жеймо втайне от родных поступила на ленинградский кинокомбинат "Фабрика эксцентрического киноактера" (ФЭКС) в актерскую студию под руководством Григория Козинцева. Уже в 1926 году Янина Жеймо снялась сразу в нескольких фильмах. И всё же она была очень мало востребована и играла в основном детей и подростков. Иногда подолгу приглашений не было – тогда Жеймо посещали депрессии. Она хорошо понимала, что из-за крошечного роста и образа «золотокудрого ангелочка» ей никогда не выйти за пределы своего амплуа: травести… А ведь очень мало актёров, способных в своей роли отобразить взрослый мир, увиденный глазами ребёнка!.. Эксцентрический, лирический дар Жеймо не сумели использовать в полной мере… Можно сказать, что наш кинематограф проглядел в Янине Жеймо нашу Джульетту Мазину!.. Кто из сегодняшних актёров способен на подобную эксцентрику? Я думаю, что это Лия Ахеджакова! Больше вспомнить не получается… Так и осталась Янина Жеймо единственной и неповторимой золушкой в нашем кино… Многие годы она занималась озвучкой фильмов. Кстати, Герда в «Снежной королеве» тоже говорит голосом Жеймо. В 1957-м году, вместе с мужем, польским режиссёром Леонидом Жано, Янина покинула Россию и 30 лет прожила в Польше. Больше не играла, о её сугубо частной жизни мало что известно. Умерла Янина Болеславовна в Москве 29 декабря 1987 года. В своих дневниках Евгений Шварц написал: "Удивительно привлекательное существо Жеймо сделала десятую долю того, что могла бы. Должна бы. Все ее существо – туго натянутая струнка. И всегда верно настроенная. И всегда готовая играть".
…Телевизора в родительском доме моего детства не было. Не по бедности, а из принципиальных соображений. Хотя периодически этот вопрос в семье поднимался – ведь у всех же есть!.. Но не тут-то было! Мама твёрдо держала позиции – дети должны учиться!.. Ящик появился только перед окончанием школы, а там уж и не до него было – надо готовиться к выпускным экзаменам, готовиться в ВУЗ – да к шестнадцати и другие интересы, волнительного свойства, уже обозначились в душе... Таким образом, «ящик» - как говорится - пролетел!.. Потом шесть лет учёбы в архитектурном институте… Семидесятые. И в голову не приходило, что на свете существует телевизор!.. Сколь велика дыра в моём кругозоре от упущенного? Трудно сказать... Наверное, всё же она присутствует. Сейчас, когда меня спрашивают: видела ли я такой-то советский сериал – мало чего могу припомнить… Хотя, конечно, кое-что всплывает в памяти. Не знаю, как всё происходило у других, но в том сообществе, в котором пришлось мне прожить молодые годы, всегда присутствовала какая-то азартная жадность до всего нового! Казалось, что мы – студенты семидесятых - перестанем понимать друг друга, если кто-то из нас не будет в курсе нового любопытного фильма или неожиданной статьи в толстом журнале!.. Уж про книги – и говорить нечего… Разумеется в те времена с информацией были проблемы. Да и на хороший фильм в «Иллюзион» или в «Дом кино» было попасть не так-то просто! Но умудрялись… А главное – любые наши попытки накопления знаний носили избирательный характер. Всё время стоял вопрос: как вычленить лучшее из доступного!.. О сегодняшних детях я не могу судить со всей определённостью. Но у меня сложилось впечатление, что обилие информации, обрушающееся на детские головы сейчас, слишком велико, а главное – не всегда качественно!.. Мало кто из современных родителей уделяет хоть какое-то время, чтобы сориентировать малышей в этом мутном потоке. В результате наше «светлое завтра» превращается в потребителей!.. – и не больше... Сам по себе постоянно включённый телевизор замусоривает детское сознание. Я наблюдаю такие семьи, где только лишь войдя в дом, принято врубить TV… И что дальше?.. Ребёнок постоянно обитает в пространстве, пересыщенном «пургой», щедро источаемой электронным ящиком (про рекламные «пушки» и говорить нечего!)… А где тёплое мамино слово? А где семейные беседы за вечерним чаем? А зачем… Кто в доме хозяин?.. Ответ есть – это телевизор!.. Теперь я понимаю, что мои родители отказывали себе в этом удовольствии долгие годы – пятидесятые-шестидесятые… И правильно делали!.. Цементировали семью простыми, доступными способами, например: чтение вслух всей семьёй. С благодарностью вспоминаю – сколько же хороших книжек было прочитано моим усталым, пришедшим со смены отцом, вслух детям на сон грядущий - под абажуром в старой кухне моего детства… Я испытываю в последние годы антагонистические чувства к этой коробке передач – совсем не смотрю в ящик!.. Кроме раздражения, ничего он у меня не вызывает. Да я уже писала об этом в своей статье «Верочка» несколько месяцев назад. В сущности - телевизор не соединяет семью, а наоборот – разъединяет!.. Сидят домочадцы вроде бы рядом, даже смотрят в одном направлении, в направлении ящика - а каждый, сам по себе – бесконечно одинок…
Для кого эта писанина? Для детей? Нет - для взрослых. Ну, тогда о взрослой литературе? Нет – о детской...
Эти вопросы я задавала себе, когда вознамерилась соорудить этот блог и попыталась себе же ответить В ОДНОЙ ИЗ СТАТЕЙ:
«Книги присутствуют в нашей жизни с самого раннего детства. Мы ещё не умеем говорить, а в руках уже держим это чудо – свою первую, самую любимую книжку. Мы пока можем лишь разглядывать картинки, а взрослые понемногу вводят нас в таинственный книжный мир. Это мир сказок и приключений, животных и растений. Но самое главное – это мир человеков!.. Как сформируются наши дальнейшие взаимоотношения с этим миром?.. Кто поможет нам разобраться в самом себе и в окружающих нас людях? Кто нам подскажет: как отделить добро от зла? Кто даст нам те ориентиры, по которым мы отправимся в свой жизненный путь?
Я думаю – это книга. И, в особенности, та самая – наша первая книжка, которую мы держали в руках в самом раннем детстве. А наша дальнейшая жизнь напрямую зависит от того тепла, которым были пропитаны её страницы…
Что читать детям сегодня? Какие книжки из бескрайнего океана литературы выберут для своих малышей взрослые? Этому и многому другому посвящён мой блог.»
Что болтушка Лида, мол, Это Вовка выдумал. А болтать-то мне когда? Мне болтать-то некогда! Драмкружок, кружок по фото, Хоркружок - мне петь охота, За кружок по рисованью Тоже все голосовали. А Марья Марковна сказала, Когда я шла вчера из зала: "Драмкружок, кружок по фото Это слишком много что-то. Выбирай себе, дружок, Один какой-нибудь кружок". Ну, я выбрала по фото... Но мне еще и петь охота, И за кружок по рисованью Тоже все голосовали. А что болтушка Лида, мол, Это Вовка выдумал. А болтать-то мне когда? Мне болтать-то некогда! Я теперь до старости В нашем классе староста. А чего мне хочется? Стать, ребята, летчицей. Поднимусь на стратостате... Что такое это, кстати? Может, это стратостат, Когда старосты летят? А что болтушка Лида, мол, Это Вовка выдумал. А болтать-то мне когда? Мне болтать-то некогда! У меня еще нагрузки По-немецки и по-русски. Нам задание дано -Чтенье и грамматика. Я сижу, гляжу в окно И вдруг там вижу мальчика. Он говорит: "Иди сюда, Я тебе ирису дам". А я говорю: "У меня нагрузки По-немецки и по-русски". А он говорит: "Иди сюда, Я тебе ирису дам". А что болтушка Лида, мол, Это Вовка выдумал. А болтать-то мне когда? Мне болтать-то некогда!
Ованес Туманян (перевод С. Маршака)
ПЁС И КОТ I Скорняжным Теплым Ремеслом Занялся кот Когда-то. Мурлыча песню, За стеклом Сидел Скорняк усатый, Как вдруг К нему Явился пес И шкурку МягкуюПринес.
II «Здорово, кот! —Промолвил пес, Протягивая лапку. —Трещит На улице мороз, Скорее Шей мне шапку! Я за ценой Не постою. Ну, что ж, Сошьешь?» «Изволь, сошью!»
III «А долго ль ждать?» «В денек-другой Окончу я работу. Ты приходи, Мой дорогой, За шапкою в субботу! Папаху шить —Не шубу шить. Для друга Можно Поспешить! IV Такую шапку Смастерим, Что будет всем Завидно А о цене Поговорим. Нам торговаться Стыдно. Папаху шить —Не шубу шить. С деньгами можно Не спешить».
V В субботу утром Старый пес, Потягиваясь зябко, Просунул в дверь Замерзший нос. «Ну что, Готова шапка?» «Нет», — говорят Ему в ответ. «А где хозяин?» «Дома нет!»
VI Продрогший пес Присел и ждет Перед крыльцом На тряпке. Вот по дорожке Кот идет В богатой Новой шапке. Увидев пса, Сказал он так: «Зачем торопишься, Чудак? С таким шитьем Нельзя спешить. Нешуточное дело! Папаху шить —Не шубу шить, Но надо шить умело. Побрызгал шкурку Я с утра, Теперь кроить ее пора!»
VII «Мне очень жаль, —Ответил пес, —Что шапка не готова, Но не сердись На мой вопрос: Когда явиться Снова? Не в гости Я хожу В твой дом, А за своим ХожуДобром!»
VIII «Ну, так и быть, —Бормочет кот, —Приди к обеду В среду!» Среда настала. Пес идет За шапкою К соседу. «Как поживаешь?» «Жив-здоров!» «Готов заказ?» «Нет, не готов!» Тут вышел крупный разговор, Потом и потасовка. «Ты, братец, плут!» «Ты братец, вор, Жена твоя воровка!» «Щенок!» «Урод!» «Молокосос!» «Паршивый кот!» «Плешивый пес!»
IX Доходит дело До суда. Узнав Про эту драку, Судья сказал: «Позвать сюда И кошку, и собаку!» Лукавый кот И бедный пес Вдвоем явились На допрос.
Х Кто их судил, Когда и как —Отдельно Или вместе, —Я не скажу. Но кот-скорняк С тех пор пропал Без вести. Бежал он, Хвост подняв трубой, И все меха Унес с собой!
XI А так как Этот кот-скорняк Всем нашим кошкам Прадед, —Семейства кошек И собак Между собой Не ладят. Кота увидев, Честный пес Рычит И громко лает, Как будто Каверзный вопрос Задать ему желает: «Готова шапка Или нет?» А кот Шипит ему в ответ. При этом кот Плюется так В смущенье Или в страхе, Как это делал Кот-скорняк, Когда кроил папахи.
- Обо что ты оцарапался? - Об кошку. Ночью будит усталую мать: - Мама, мама, если добрый лев встретит знакомую жирафу, он ее съест или нет? - Какой ты страшный спун! Чтобы сейчас было встато! Лялечку побрызгали духами: Я вся такая пахлая, Я вся такая духлая. И вертится у зеркала. - Я, мамочка, красавлюсь! - Когда же вы со мной поиграете? Папа с работы - и сейчас же за книгу. А мама - барыня какая! - сразу стирать начала. Все семейство поджидало почтальона. И вот он появился у самой калитки. Варя, двух с половиной лет, первая заметила его. - Почтаник, почтаник идет! - радостно возвестила она. Хвастают, сидя рядом на стульчиках: - Моя бабушка ругается все: черт, черт, черт, черт. - А моя бабушка все ругается: гошподи, гошподи, гошподи, гошподи! Юра с гордостью думал, что у него самая толстая няня. Вдруг на прогулке в парке он встретил еще более толстую. - Эта тетя заднее тебя, - укоризненно сказал он своей няне. Замечательное детское слово услышал я когда-то на даче под Питером в один пасмурный майский день. Я зажег для детей костер. Издали солидно подползла двухлетняя соседская девочка: - Это всехный огонь? - Всехный, всехный! Подходи, не бойся! Слово показалось мне таким выразительным, что в первую минуту я, помнится, был готов пожалеть, почему оно не сделалось "всехным", не вошло во "всехный" обиход и не вытеснило нашего "взрослого" слова "всеобщий". Я как вижу уличный плакат:ВСЕХНАЯ РАБОТА НА ВСЕХНОЙ ЗЕМЛЕВО ИМЯ ВСЕХНОГО СЧАСТЬЯ! Так же велика выразительность детского слова сердитки. Трехлетняя Таня, увидев морщинки на лбу у отца, указала на них пальцем и сказала: - Я не хочу, чтобы у тебя были сердитки! И что может быть экспрессивнее отличного детского слова смеяние, означающего многократный и длительный смех. - Мне аж кисло во рту стало от баловства, от смеяния. Трехлетняя Ната: - Спой мне, мама, баюльную песню!
Агния Барто
ЛЮБИТЕЛЬ-РЫБОЛОВ
С утра сидит на озере Любитель-рыболов, Сидит, мурлычет песенку, А песенка без слов:
"Тра-ля-ля, Тра-ля-ля, Тра-ля-ля".
Озеро глубокое, Удачным будет лов. Сейчас поймает окуня Любитель-рыболов.
"Тра-ля-ля, Тра-ля-ля, Тра-ля-ля".
Песенка чудесная - И радость в ней, и грусть, И знает эту песенку Вся рыба наизусть.