вторник, марта 24

Как начинался "ДЕТГИЗ"


"Ну, что, позволили, наконец, разговаривать чернильнице со свечкой? - спрашивал Алексей Максимович у молодого Самуила Маршака. - Сошлитесь на меня. Я сам слышал, как они разговаривали".

В своих воспоминаниях Маршак писал, что при встрече Горький расспрашивал его о детской литературе и о борьбе, которая шла у писателей с педагогами-педантами, врагами сказки. Из письма С. Я. Маршака М. Горькому:
"...В книжках для маленьких мы избегаем "сюсюканья" - подлаживания к детям. Нет ничего лучше народных детских прибауток, песенок, считалок, скороговорок-тараторок, "дразнилок". Очень важно достигнуть в детской книжке четкости, пословичности. Как говорит мой товарищ по работе - художник Лебедев, текст книжки дети должны запомнить, картинки вырезать, - вот почетная и естественная смерть хорошей детской книжки. Про меня говорят, что я стремлюсь всех превратить в детских писателей. Ну что ж, попробуем!.."(9 марта 1927-го года
).
В интернете я нашла любопытную байку о том, как мальчик лет десяти спросил у мамы: - Кто это такой — Дед Гиз? А мама лишь пожала плечами — видно, не припомнила никого, кроме Деда Мороза и Деда Мазая.
В прошлом году издательству "Детгиз" исполнилось 75 лет. «ДЕТГИЗ» — старейшее в Санкт-Петербурге и в России государственное издательство детской литературы — появилось в сентябре 1933 года по инициативе Корнея Чуковского и под покровительством Максима Горького. Первым главным редактором издательства стал выдающийся русский поэт, филолог и переводчик Самуил Яковлевич Маршак, собравший вокруг себя уникальную творческую группу писателей и художников. «ДЕТГИЗ» — это академия детской литературы.
Для меня "ДЕТГИЗ" - это прежде всего то, сохранившееся тепло, которое удивительным образом проникало в детскую душу - стоило лишь взять в руки книжку, где на обложке, на самом краешке, было выведено это родное слово... Общепринятый формат сообщений в блоге не позволяет публикацию больших пространных статей, поэтому я имею намерение понемножку, по капельке - поимённо - вспомнить всю замечательную команду Самуила Маршака!.. Ведь люди в ДЕТГИЗе работали удивительные!..
Борис Житков когда-то был путешественником, морским офицером, плотником, преподавателем черчения... и это еще не все его профессии! А великий выдумщик Даниил Хармс подписывал свои стихи забавными именами — Иван Торопышкин, Карль Иванович Шустерлинг, Профессор Трубочкин и т. п. Но, как бы он ни "прятался" от маленьких читателей, было не трудно догадаться, кто сочинил "Иван Иванович Самовар" или "Врун". Друзья Хармса — Александр Введенский, Николай Олейников и Николай Заболоцкий — тоже влились в "команду" Маршака. Все они стали работать в обожаемых детьми журналах "Чиж" (чрезвычайно интересный журнал) и "Еж" (ежемесячный журнал), а еще выпустили много книжек.
Стоило писателям и художникам присесть на "волшебный чижовский диван", обитый "то ли слоновой, то ли носорожьей кожей", как тут же вся их серьезность и взрослость улетучивалась. "Они начинали фантазировать. И тогда шутки, игры, задачи, смешные рисунки так и сыпались, как из рога изобилия". Отдыхая от работы, неразлучные весельчаки, редакторы Олейников и Шварц запросто могли передвигаться по длинному издательскому коридору на четвереньках. Изображавшая верблюдов "четвероногая пара" здоровалась, протягивая изумленным посетителям "правые передние лапы"...

3 комментария:

Галина Москаленко комментирует...

Удивительное было время, удивительные люди. Казалось и верилось, что всё будет замечательно, просто волшебно. Пройдёт всего несколько лет, и...

"...В притихших, чинных пространствах Детгиза не пахнет карболкой. И нафталином - тоже нет. Не пахнет и хлорной известью. Но к воспоминаниям о его кабинетах - почему-то примешивается этот больнично-казарменный запах, не убивший бацилл, но вечно о них напоминавший. Что это? Произошла ли вдруг от человека обезьяна?.. Неужели пламя первых лет детской литературы оставило лишь дым, пахнущий дезинфекцией?"

Евгений Шварц. Телефонная книжка

Дикий сад воображения

Jusha комментирует...

Спасибо вам, Галина! Слова Щварца прямо в кишки проникают! Но всегда хочется дату видеть!.. Интересно, к какому году относится эта запись в его дневнике?

Галина Москаленко комментирует...

Шварц написал это 9 мая 1955 года.