суббота, мая 30

Людмила Петрушевская: Котёнок Господа Бога



Рассказывает Людмила Стефановна Петрушевская:

Одна бабушка в деревне заболела, заскучала и собралась на тот свет.
Сын ее все не приезжал, на письмо не ответил, вот бабушка и приготовилась помирать, отпустила скотину в стадо, поставила бидончик чистой воды у кровати, положила кусок хлеба под подушку, поместила поганое ведро поближе и легла читать молитвы, и ангел-хранитель встал у нее в головах.
А в эту деревню приехал мальчик с мамой.

У них все было неплохо, их собственная бабушка функционировала, держала сад-огород, коз и кур, но эта бабушка не особенно приветствовала, когда внук рвал в огороде ягоды и огурцы: все это зрело и поспевало для запасов на зиму, на варенье и соленье тому же внуку, а если надо, бабушка сама даст.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA         Гулял этот выгнанный внук по деревне и заметил котенка, маленького, головастого и пузатого, серого и пушистого. Котенок приблудился к ребенку, стал тереться о его сандалики, навевая на мальчика сладкие мечты: как можно будет кормить котеночка, спать с ним, играть.
И мальчиков ангел-хранитель радовался, стоя за его правым плечом, потому что всем известно, что котенка снарядил на белый свет сам Господь, как он всех нас снаряжает, своих детей. Текст целиком здесь!
Юлия Попова (Jusha)

12 комментариев:

a13x4ndr комментирует...

Очень трогательный рассказ. Спасибо!

Jusha комментирует...

Саша! Я очень рада, что вы прочитали. Спасибо.

selena комментирует...

Понимаю и принимаю далеко не все произведения Петрушевской. Прочла этот рассказ, и ... понравился, жизненный такой. Спасибо!

Jusha комментирует...

Selena, я вас понимаю. А ещё я знаю, что вы любите читать Дину Рубину и Улицкую.
Что больше всего вам нравится у Рубиной и Улицкой?
Мне очень интересно, как в вашем возрасте вы воспринимаете эти вещи...
Хотя, разве в возрасте дело?..

selena комментирует...

Я даже не могу выделить что-то одно наиболее понравившееся. Улицкая меня привлекает своими рассказами: особенно нравятся циклы рассказов "Бедные родственники" и "Детство-49". Впрочем, у Рубиной тоже больше рассказы привлекают. Нравится наблюдать за перипетиями судеб героев, интересны неожиданные повороты сюжета, характеры, образы. В общем, жизненные такие произведения. Такой выбор, мне кажется, не от возраста зависит, а от предпочтений, может даже от образа жизни. Я психолог по образованию и призванию, а эта проза именно психолого-драматическая (термин придумала сама, в литературных понятиях не очень разбираюсь). И Токареву еще не забуду упомянуть - тоже нравится. А все (мужчины-критики, в основном) говорят женская проза, женская проза.....

Jusha комментирует...

Selena, добрый день! Это вы здорово придумали: "психолого-драматическая проза".
..."И Токареву еще не забуду упомянуть"...
Да, Токарева - хороша. Но вы упоминаете всех трёх писателей в одном ряду!.. Хотя, конечно, по драматизму похоже.
..А вы читали большие романы Рубиной и Улицкой? Просто, я подумала, что, может быть, ещё не читали?..
...Тогда я вам завидую. Мне среди них по духу наиболле близка Дина Рубина! Почитайте последний её роман: "Почерк Леонардо". Из старых её вещей я просто балдею! от: "Вот идёт Мессия"!..
А Людмила Улицкая несколько лет назад меня потрясла своим масштабным романом: "Даниэль Штайн-переводчик"!!! Я думаю, что - это КНИГА ВЕКА! Сначала она читается трудновато - но потом - вы не сможете оторваться: я нашла там для себя ответы на все ВЕЧНЫЕ ВОПРОСЫ, которые волновали меня всю жизнь...
Спасибо вам за комментарии! Юля.

selena комментирует...

Ну и что, что в одном ряду! Я ведь не литератор, что бы делить любимое чтиво по эмохам, векам, направлениям и рядам. У меня на полке "любимого чтения" А.П. Чехов рядом с Акуниным и О.Генри стоит, и ничего, сосуществуют прекрасно!
А проза, на мой взгляд, у Рубиной, Улицкой и Токаревой действительно в чем-то схожа, и Токарева в этом смысле не менее гениальна! (защищаю ее, т.к. вечно ее все ругают, бедную, за "поверхностность" и "простоту").
Рубину "На верхней масловке" читала, "Мессию" начинала - пошла тяжело, может позже вернусь. У меня всегда так, выбор книг зависит от возраста, в котором я нахожусь, и настроения. Сегодня могу не понять - завтра - войду во вкус!;-)
"Штайна" возьму в библиотеке спасибо за совет, я тоже обратила внимание на это произведение, и еще "Искренне ваш, Шурик" хочу взять."Казус Кукоцкого" понравился.
И еще слежу за постоянно появляющимися новоиспеченными авторами. Метелицу, Робски почитала, но........увы...не хочу критиковать ;-))

Jusha комментирует...

..."Ну и что, что в одном ряду! Я ведь не литератор"... Selena, вы просто меня не поняли. Я тоже не литератор - я имела в виду, что у Рубиной и Улицкой есть большие вещи! (романы), а Токареву я очень люблю! (она мастер коротких рассказов).
"ШУРИК" Улицкой хорош!.. У Рубиной замечательный роман о ташкентском детстве: "На солнечной стороне улицы" - вам должен понравиться!
...Чехова вы вспомнили правильно. В последние годы, когда я понимаю, что Рубина с Улицкой все перечитаны - я принимаюсь за Антона Павловича и каждый раз он меня потрясает (Чехов - вот это супер!)...
...Моя дочка старше вас на 4 года, но увы - она не может читать Рубину с Улицкой. Говорит, что не идёт - и всё тут...
...А Петрушевскую я очень хочу иметь - у меня дома есть несколько книжек с рассказами. Мне они очень нравятся - близки по духу! А большие её вещи я вижу в магазинах, но купить нет возможности - цены кусаются!..

selena комментирует...

Да уж, книги стали роскошью, причем не в культурном, а в экономическом смысле! Хотя иногда можно себя побаловать - купить парочку интересных книжек. Правда бывает, купил разрекламированную литературу, а потом жалеешь денежки, выброшенные на ветер. Впрочем, так со всем товарами бывает...
А с восклицательными знаками - это я не грублю, это я рьяно Токареву бросилась защищать, хотя на нее никто и не покушался. Просто иногда подруги делают большие глаза и с подозрением смотрят на меня: "Ты что, "Космополитен" читаешь? Это же легкое чтиво!" Ну и что, если мне интересно - что в этом такого?! Вот и в случае с Токаревой подруга посоветовала вместо этих "легких рассказиков" "взять что-то посерьезнее, например, Коэльо". Ну взяла, ну прочитала "Вероника хочет умереть" - ну тоже не идет и все тут (как у дочки вашей);-)
А Вы не литератор? Я думала, профессия Ваша связана с литературой, поэтому Вы так много знаете, много читаете и вообще разбираетесь так хорошо в литературе. Я Ваш блог постоянно читаю, правда комментарии почти не пишу, а тут что-то "заболталась" уж совсем. Просто, иногда хочется обсудить, а не с кем ;-(

Jusha комментирует...

Selena, Коэльо я не читала. Несколько раз держала в руках книгу, но не потялуло меня к ней!.. Не знаю - почему...
..."А Вы не литератор? Я думала, профессия Ваша связана с литературой"...
Нет. Чукча не писатель, чукча читатель...
К литературе я отношения не имею. По профессии я архитектор. А теперь вообще социально-бесполезный элемент - пенсионер.

Elena Rubric комментирует...

Чудесный рассказ Вы нам предложили, Юля! Спасибо!

Анонимный комментирует...

очень понравилось спасиво!вы не знаете как связатьса с ПЕтрушевской очень надо