…Ежи,
хлебные карточки,
треугольник,
эвакуация,
воздушная тревога,
налёт,
зажигалки,
затемнение,
бомбоубежище,
похоронка…
Скорее всего – это лишь набор непонятных слов для современных ребят. Сегодня для большинства из них Вторая мировая война – такое же отдалённое событие, как Куликовская битва. Ну, что же? Дети есть дети...
…А мы, послевоенные дети, которым память о войне досталась по наследству от родителей, будем хранить её вечно. Мы будем продолжать, и продолжать пересказывать воспоминания своих, уже ушедших, родителей - и в наших воспоминаниях будет биться их живой нерв, живая боль…
На всю оставшуюся жизнь протянутся наши бесценные воспоминания, и отражённые в них подробности обязательно пробудят в современных детях интерес к такому, казалось бы, далёкому – но всё же близкому прошлому.
Детям не нужна сухая статистика. Мы будем пересказывать им конкретные живые эпизоды войны. И, как в зеркале, в этих эпизодах они увидят сами себя, а возможно, и своих будущих детей… Мы будем продолжать рассказывать детям о войне до тех пор, пока они не услышат нас и, благодаря нашему голосу, произойдёт объединение поколений – которого так не хватает сейчас…
…Откуда сегодня взялась молодёжь, украшающая свастикой заборы, свою одежду и даже своё тело? Кто им вбил в головы этот псевдопатриотизм, не наполненный ничем – кроме жажды крови? Их так и распирает от ложных представлений об отечестве, державности, империи и прочих, ничем не подкреплённых, отвлечённых от сегодняшнего дня понятиях. Рассказывал ли кто-нибудь им о войне? Где были семья и школа?.. Кто вручил им эти опасные игрушки: националистические флаги и прочие атрибуты?..
…Помню, как в свои четырнадцать лет я стою на сцене старого провинциального театра и читаю: «Босиком, в одной рубашке рваной, Зою выгоняли на мороз…» – а в горле комок и голос срывается…
«…Стала ты под пыткою Татьяной,
онемела, замерла без слез.
Босиком, в одной рубашке рваной
Зою выгоняли на мороз.
И своей летающей походкой
шла она под окриком врага.
Тень ее, очерченная четко,
падала на лунные снега.
Это было все на самом деле,
и она была одна, без нас.
Где мы были?
В комнате сидели?
Как могли дышать мы в этот час?
На одной земле,
под тем же светом,
по другую сторону черты?
Что-то есть чудовищное в этом.
- Зоя, это ты или не ты?
Снегом запорошенные прядки
коротко остриженных волос.
- Это я,
не бойтесь,
все в порядке.
Я молчала.
Кончился допрос…» (М. Алигер) Поэма целиком здесь!
…В начале перестройки в печати появилось множество версий, догадок – каждый на свой манер пытался подвергнуть сомнению подвиг и юной героини. Ox, эти версии! Сколько их вывалилось в злых публикациях «Аргументов и фактов» и откуда только они брались. Вплоть до того, что девушка, которую пятьдесят лет считали Зоей Космодемьянской, оказывается, совсем не она. В школьные годы целиком эту поэму я так и не прочитала, а сегодня меня поразила в этих простых стихах созвучность времени, откровенность и чистота эмоций. Пролистав несколько сайтов в поисках истории семьи Космодемьянских, я собрала небольшое повествование о трагедии этих людей, которая уходит корнями в далёкое прошлое.
ЛЕГЕНДА О ДВУХ АНГЕЛАХ
…Начало героическим поступкам положил в 1918-м году простой сельский священник отец Пётр, родной дед Героев Советского Союза Зои и Александра Космодемьянских. Имя отца Петра Космодемьянского свято хранится в памяти тамбовской паствы все минувшие десятилетия после его мученической кончины. Фамилия Космодемьянских была достаточно широко распространена на территории Тамбовской губернии.
Церковнослужители рода Космодемьянских священствовали в храмах Моршанского и Кирсановского уездов вплоть до 1919 года, а некоторые из них – и до 1930-х годов. Как и многих других тамбовских священников, Космодемьянских постигла жестокая участь репрессированных.
Среди этой обширной тамбовской ветви был и Петр Иоаннович Космодемьянский, настоятель Знаменской церкви села Осиновые Гаи Тамбовской губернии. Окончив духовную семинарию Пётр возглавил Знаменский приход с 1906-го года, где помимо службы обучал детей грамоте в церковно-приходской школе по всем предметам. 1918 год внес радикальные изменения в сельскую жизнь. События, происходившие в масштабах страны, не обошли стороной и село Осиновые Гаи. Началась беспощадная реквизиция хлеба. В сельском обществе, как и в стране в целом, пробуждались агрессивные силы, разрушавшие основы прежних устоев.
По свидетельству очевидцев, отец Пётр погиб в конце августа 1918 года – 46-и лет. Поводом для разразившейся трагедии стало выступление отца Петра на коллективном сельском сходе в защиту Церкви Христовой против распоясавшихся богохульников. По воспоминаниям старожилов, записанным уже в 1980-е годы, на День Св. Троицы батюшка недвусмысленно заявил, что так называемые комбеды не бедных и сирых представляют, а голытьбу, не желающую работать и под видом «борьбы с эксплуататорами» занимающуюся обыкновенными грабежами. Ему этого не простили. Жестоко искалеченный побоями священник Петр Космодемьянский был брошен на подводу и вывезен за пределы села. Всю ночь подвода с умирающим праведником колесила малолюдными тропами. На рассвете следующего дня полуживой отец Петр Космодемьянский был сброшен в Сосулинский пруд...
…Еще в восьмидесятые среди старожилов существовала легенда о том, что перед смертью Петр Иванович говорил о каких-то двух ангелах, что придут, но и уйдут, так и не сумев заблудших людей образумить.
Судьба потомков священника Петра Космодемьянского известна всей России: его внукам посмертно присвоено звание Героев Советского Союза. О трагической судьбе своих детей рассказала их мать Любовь Тимофеевна Космодемьянская в книге "Повесть о Зое и Шуре". Отцом Зои и Шуры, героически погибших за освобождение Родины от фашизма, был старший сын священника Анатолий Космодемьянский. Как и отец, он учился в Тамбовской Духовной семинарии, но 1918 год изменил все планы. После мученической смерти отца старший сын, едва достигший 18 лет, обязан был принять на свои плечи заботы о всей семье, оставшейся без кормильца. Как образованный человек, Анатолий работал в сельской избе-читальне и библиотеке, сотрудничал в комбедах. Общая работа сблизила его с дочерью волостного писаря Любовью Чуриковой, которая окончила гимназию в Кирсанове и учительствовала в селах прихода.
13 сентября 1923 года в их семье родилась Зоя, а через два года – сын Александр. В память 50-летия Победы в 1995 году памятник Зое Космодемьянской был установлен в тамбовском селе Осиновые Гаи, где за пять лет до ее рождения погиб ее дед – священник Петр Иоаннович Космодемьянский, не пожелавший отречься от своей веры...
На могиле отца Петра поставили крест со склоненными у его подножия двумя ангелами.
16 февраля 1942 Зое Космодемьянской присвоили звание Героя Советского Союза, а ее прах перезахоронили на Новодевичьем кладбище в Москве. Уже на самом исходе войны под Фирбруденкругом геройски погиб и младший брат Зои - гвардии старший лейтенант Александр Космодемьянский.
Справка: Космодемьянская Зоя Анатольевна («Таня»), 13.09.1923 - 29.11.1941. Партизанка времен Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (1942, посмертно). Член ВЛКСМ с 1938 года. Ученица 201-й Московской школы. Добровольно ушла в партизанский отряд, разведчица. Казнена фашистами в деревне Петрищево Московской области.
Справка: Маргари́та Ио́сифовна Алиге́р (24 сентября (7 октября) 1915, Одесса — 1 августа 1992, п. Мичуринец Московской области) — русская советская поэтесса. Родилась в Одессе в семье служащих. Окончила химический техникум, работала по специальности на заводе. Дебютировала в печати в 1933. В 1934–1937 училась в Литературном институте. Трагически погибла в результате нелепого несчастного случая неподалеку от своей дачи в подмосковном посёлке Мичуринец.В 1942 году написала поэму «Зоя», посвящённую подвигу московской школьницы Зои Космодемьянской. За эту поэму награждена Сталинской (Государственной) премией СССР 1943 г.
3 комментария:
Господи, как наш народ все это вынес?! Вечная слава Героям!
Спасибо вам за то, что читаете мой блог.
Я очень этому рада.
Спасибо ВАМ за колоссальные по объему и содержанию выпуски!
Отправить комментарий